Крест - главный
христианский символ. Поклоняясь образу Креста, мы видим в нем прежде всего символ
Самого Христа и символ того
крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за
Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Отправляясь в этот горний
путь, мы (в момент крещения) получаем от матери Церкви драгоценный символический дар —
тельный крест, который становится для нас путеводной звездой, посохом, оружием,
учителем и конечной целью пути. По словам святителя
Игнатия (Брянчанинова), «Крест есть истинное и единственное училище, хранилище и
престол истинного
богословия. Вне Креста нет живого познания Христа». Но эти знания
записаны особым языком религиозных символов. Современному человеку часто бывает
сложно понять этот язык, так как в нашей повседневной мирской жизни под словом символ
обычно понимается некий
условный знак, подразумевающий определенную идею или конкретный образ. Такое
понимание неприменимо к религиозным
символам, которые служат для передачи
знаний о Боге и Божием мире, то есть о понятияхвысшего порядка, не
имеющих прямых аналогий в нашем мире. Они, по Дионисию Ареопагиту, есть «образы
неизобразимого и очертания неначертаемого». Но все же, как человек создан по образу и подобию
Божию, так и весь тварный мир является отражением мира горнего. «Ибо невидимое Его,
вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» — говорит
апостол Павел. А по словам святого Максима Исповедника, «весь духовный мир
таинственно представлен в символических образах в мире чувственном для тех, кто
имеет очи,
чтобы видеть, и весь чувственный мир заключен в мире духовном». Поэтому
«истинное богословие» всегда символично. «Писание говорит не с помощью слов,
воспринимаемых непосредственно (естественным образом), но через символы и
образы». В богословии церковного
искусства в качестве символов используются природные материалы, цвет, форма и зримые образы. Они могут
быть сами по-себе символами, а могут, вступая в различные сочетания, принимать
дополнительные значения или создавать новый символ. Эти символы служат как бы буквами и словами,
из которых складываются фразы, несущие высший духовный смысл. Естественно, что в
основе этой своеобразной азбуки лежат первосимволы, которые выражают главную сущность человеческой жизни, и
поэтому они часто являлись общими для многих
народов мира. Нередко на раннем этапе развития человечества сами символы
обоготворялись и служили объектами
поклонения — идолами. Для понимания высшего смысла
символического языка необходимо, как учит
святой Максим Исповедник, «смотреть духом
— духовно, а не только телесными очами — телесно», развивая способность разума «возвышаться от
дольнего к горнему». Только таким
образом можно приблизится к истине и избежать
идолопоклонства. Символический язык
Церкви складывался в течении долгого времени, изначально основываясь на символах
культур и
религий, предшествующих христианству и позволявших христианское
толкование. В своем стремлении передать истину, сделав ее понятной людям, этот язык
развивался и усложнялся в зависимости от исторических обстоятельств, духовного и культурного уровня
народа. Задачей символического языка было не только открыть духовные очи, то
есть материальными образами и понятиями передать духовное, но и как можно точнее раскрыть его суть.
Поэтому в нем отразилась догматическая борьба Церкви против различных ересей,
неизбежно возникавших в
процессе развития христианского богословия. Если какой-либо распространенный символ на определенном историческом этапе мог быть использован при
толковании еретического учения, он
подвергался корректировке или заменялся
другим. Некоторые символы теряли свою значимость в материальном мире и становились непонятны при передаче духовного, тогда их место занимал другой символ. «История Креста
Господня есть, без сомнения, история всего христианства, или история человечества
в связи и по отношению к христианству». В период зарождения
христианства изображение креста имело для человечества два значения. Первое —
крест, как древнейший космический символ, являвшийся объектом почитания у многих
народов, и второе — крест, как орудие позорной казни самых низких людей. Изображения
креста встречаются повсеместно с древнейших времен. Крест в квадрате, символ земли и
стабильности, олицетворяет
четыре стороны света или четыре области мира. Крест в круге означает солнце, огонь. Крест — центр
Вселенной, космическая ось, космическое
Древо, осуществляющее связь Неба с Землей. В
кресте выражался заложенный в природе дуализм
и единство противоположностей. Линия вертикальная — небесная, духовная, активная, мужская.
Горизонтальная — является земной, рациональной, пассивной, женской. У многих народов он был одновременно символом и жизни, и
смерти. Неразрывно с крестом связано
и значение распятия как жертвы спасителя, бога или богочеловека. Это восходит в
основном к культам, связанным с
поклонением солнцу, как богу или божественной
ипостаси. Величественное дневное светило ежегодно умирает, «распинаясь» на небе, но каждый раз
победно восстает из зимней гробницы.